B. Kokotov


Борис Кокотов

(г. Балтимор, США) – "автор пяти поэтических сборников, три из которых вышли в свет в течение последних десяти лет. Его стихи, отличающиеся оригинальностью поэтического мышления, широтой кругозора, разнообразием тематики, неоднократно публиковались в периодической печати США, России и Израиля, включены в ряд литературных альманахов. Он является активным участником нескольких функционирующих на Интернете литературных клубов..."
В официальных справках все сухо и справедливо. Но давайте попробуем обойтись без них. Впервые я услышал стихи, а точнее замечательные песни Петра Слуцкого на слова Бориса лет 10 назад. И сразу же был поражен их внутренней чистотой. От этих стихов, написанных в 70-е и 80-е годы, веяло маем, запахом сирени, юностью, когда мы были столь открыты и беспечны. И в тоже время отсутствие стаффажности и рисовки, отточенность стиля, говорили о подлинном мастерстве. У настоящего художника поиск никогда не прекращается. Борис Кокотов невероятно многогранен, работает в разных жанрах, постоянно экспериментирует. Он может быть глубоко трагичен, как в стихотворении на смерть отца

На обочине вечности разговор тэт-а-тэт.
Прохрипела труба архангела: будет! побудка!
На ладони у Бога спит мой старый отец,
как пуповиной перевитый дыхательной трубкой.

или шутлив и ироничен

Ржут кони-звери: "Наша жизнь – и-и-и-гра!"
Нелепица! – но сказано красиво...
Вон, кстати, сивка выполз из угла –
пойду, надраю иноходцу гриву.

Впрочем это не простая шутка, это опять-таки поиск: сквозь улыбку проступают знакомые слова-символы, цитаты, комбинации слогов, лингвистические эксперименты на стыке различных языков и культур, которые переплетаясь со стихом, создают второй уровень понимания, многослойность прочтения. И хотя сама по себе идея не нова, поэты серебрянного века уже экспериментировали в этом направлении, но у Кокотова игра звука и букв, семантика и даже графика стиха возведены на новую ступень. Я боюсь громких слов, да и не привыкли мы говорить их живым. Но в данном случае, я уверен, эти слова не покажутся читателю преувеличением...

Изя Шлосберг

Московских гусениц ...

Московских гусениц полнометражный зритель
квартировать близ зоомагазина
ты был бы счастлив, и ходить за кормом
для рыбок с золотыми плавниками
по палубе Кузнецкого моста,
читать печаль, как музыку, с листа.

Переверни стеклянную страницу
где гегель плавает и шустрый фейербах,
и пастырь их с улыбкой олимпийца
на папиросой скомканных устах
лениво замечает: - господа,
что мы теряем, в сущности, когда...

1998, 2004

Сотвори себе остров

1.

Вымерли ящеры в конце мезозоя,
улицы пусты, двурогое солнце не светит,
Plasma TV в каждом жилище,
юный охотник
молится древним богам..

2.

Записка хираганой второпях:
полнолунье девятого января.
Гарнитур «Людовик», оправа "Амур",
ламинария – рыба, живущая в райском саду.
А ещё: стрекоза, амфибрахий, Харибда...

3.

На преисподних картинах Босха
монеты душ попадают в копилку ада.
Из детского сада приходит
плачущий ребенок.
Кто из нас помнит слова утешения?

4.

Настраивает тощую скрипку
с перекошенным лупой лицом
белокачанный умелец
отвешивает оплеуху сонному покупателю
ибо сознанье двоично.

1997, 2004

Tremor of intent

с удручающей дотошностью
сортировать впечатления
раскладывать каждодневный пасьянс

не суждено улыбке
свить гнездо
выкормить большеротых птенцов

удивленья достойна готовность
брать на себя изготовленье иллюзий
управлять марионетками темных минут

многозначительное молчание
за которым ничего не скрывается
словно подарок который забыли вручить
1999, 2004

Улисс

Все смешалось в доме облонских – заметил умберто эко.
В горы ушел алитет из тысячи-и-одной-ночи.
С нежностью вспоминаю свою альму матер с ее альтер эго,
И двух капитанов вечных с их капитанской дочкой.

Выдернутый, как морковка, из родных сероземов,
Попираю стопами плиты гар-сайнаевской синагоги.
Бородатый гарун обнимает блудного немо.
По усаме тоскуя, ассоль сочиняет эклоги.

Раннее утро, здравствуй! Поклон унесенному ветром!
Бегунок подмахнули спьяну задумчивой кариатиде.
Кончился век железный там, на большом каретном.
Да не будет дано умереть мне вдали от тебя, дом атридов!

2004

Jazz

I feel kinda pain but it's OK

музыка моего города вернулась ко мне алебастровым голубем
музыка моей юности вернулась ко мне улыбкой статуи
висячим мостом карнавала расцвел нежный голос бегонии

I feel kinda joy but it means nothing

мы будем бродить по пустым улицам залитым мраморным светом луны
начнется дождь но мы его не услышим
мы будем пить сладкое вино из высоких бокалов

I feel a joy which is a part of my pain

побег в неизвестность в сверкание карнавальных огней
одинокая скамейка под сумрачными деревьями
пение птиц будит меня на рассвете

Is it a loss?

1998, 2004

"На бабочку поэтиного сердца..."

Поэтино сердце, пупочек и почки –
пыхтят потроха в суповой упаковке...
- Какие пахучие сочные строчки!...
- А вырезка? Разве в рабочей столовке,

пусть даже под праздник, отыщешь такое...
– Язык бесподобен!... – Известное дело:
умел заливать... – Высший класс заливное!
- Жаль вымени нет... и филе подгорело...

- Уймитесь, филолог: не в вымени цимес!
- Метафора – гадость! Возьми лучше ножку...
- Гурманы, мать вашу, чтоб вы подавились!
- Уже отщипнул от всего понемножку?...

- Был в гуще событий, во всех заварушках...
- Кто будет расхлёбывать ту писанину...
- Вот взъелись! Да хрен с ним, ей-богу, с Петрушкой!
- Каноны... канцоны... мне б лучше конину!

- На, бабочку сердца!... – Он, часом, не гомик?...
Обглоданы косточки и перемыты.
На полку поставив замызганный томик,
- Во вкусе нельзя отказать - хмыкнул критик.

2004

Начало выступления

Пью охлажденную воду с осажденной в ней ртутью
(mercury по-английски, в честь быстроногого бога),
пленный вдыхаю воздух со свинцовой примочкой.

«Вхожи ль мы в будущее?» - с этим вопросом
я обращаюсь с трибуны к сидящим в зале
(стены из пластика, стулья из пластика, лица (из пла...?)

кажутся залиты неким подобием липкого света,
словно ожившее воспоминание в мире враждебных молекул),
с трудом разлепляя губы усиленные микрофоном...
2004

Удав

Лукавства чип в ошейник Моны ввинчен,
серпента кольца в штольне паритета.
Коль близости отпущено на инчи –
без разницы, кто лыбится с портрета,
пусть хоть удав в девичестве, Да Винчи!

Объятие лежит в постели рядом
с бессонницей, но ежели соседство
не по нутру, сподручнее одеться
и выйти вон, иль, вырвавшись из клинча,
прочь уползти, подобно прочим гадам.

2004

quod tibi non

"хороший симулякр своей убедительностью
должен превосходить реальность"
Жан Бодрийар

когда опустилась на землю карнавальная ночь
бегущему по волнам взбрело на ум
похоронить со всеми почестями сдохший мобильник

в числе гостей была странная пара
он – в пенснэ на босу ногу она –
в парике с имплантированной улыбкой

если ваша позлюбленная специалист
по удалению мозолей – вам повезло
есть с кем поговорить о жизни и выпить сакэ

в мебелированном мебиуса листе
нужное человеку лекарство от всех недуг
сало без мышеловки валериановка без кота

кланяется улыбаясь мой ласковый сианук
вынули душу из кошелька – остался пустой переплет
осталась расписка с припиской ушла на ба...

грубое сердце бьётся о жлобствующее ребро
господин симулякр не прячьте рукопись
украдкой в подошву своего пиджака.

2004, 2005

эффект доплера

однажды с токаем в стакане
я в небо ночное глядел
галактик бега тараканьи
внушили мне жалкий удел

уделанный этим уделом
поклялся я в сердце моем
когда-нибудь женщину в белом
у доплера мы отобьем

когда-нибудь по-архимежьи
под дев рычагом горе-зонд
мы перевернем и урежем
до плера вселенский бомонд

и вследствие той операции
на самой заветной меже
они прекратят разбегаться
и станут сбегаться у же

но там где сцепились бабульки
философ молчанье хранит
токайское делит на бульки
и в бурное небоглядит.

2005

Некты

некто вместо нектарина пулю подло жил в кoмпот
некто в дымке никотина не уступит ни на йоту
некто принял лимонадo и почапал на охоту
некто в роторе торнадо устремляется в полёт

для каких таких свершений и для подвигов как их
стали строить охломоны камышовые берлоги
стали к пуговицам медным пришивать штаны и ноги
а к кастору и касторке подливать какдам-поддых?

может это пили гримы сели дружно нано сест?
может это экс-каватор закопал подземный город?
иль удрав из гороскопа козерог подался в горы
где на должность долой-ламу алитет проходит тест?

некто с пылом анти-квара лезет статуе в трусы
некто в мантии туриста посещает птичий рынок
слишком много в этом мире не раз проданных картинок
слишком много газолина жрут песочные часы!

2005

Монолог Слона

староиндийским защитникам посвящается

На шахматной доске, где испокон
мы обитаем в тесном окруженьи,
я, по призванью, – королевский слон,
ты – ферзевая пешка по рожденью.

Что ж, белый офицер и черный паж
нередко в смежных клетках обитают...
случается и так, что... но неваж
но: тех уж нет, иных – с доски снимают.

В своих привычках я предельно прост:
диагaнальность полагаю благом...
Возьми коня... – любого! – он, прохвост,
обштопать норовит тебя зигзагом!

Зато ладья, по прозвищу "тура",
прет напролом. Когда она в ударе,
пехота, конница – ей похеру: – Уррра!!...
страшней всего, что эта дура – в паре.

К примеру, ферзь – хоть черный, хоть какой –
летает по полям как гроздья гнева...
гардыня заедает... ишь, герой...
с фазада – визирь, стыла – королева!

Ржут кони-звери: "Наша жизнь – и-и-и-гра!"
Нелепица! – но сказано красиво...
Вон, кстати, сивка выполз из угла –
пойду, надраю иноходцу гриву!

Не щерься, пешка – кончился дебют.
Когда тебя дебют – другое дело...
молчи и слушай... на проходе бьют?
Ну ты совсем я вижу оборзела!

Так вот: король растерян, неумён...
под шахом он... ладья, заткнись, не тявкай!...
сама пошла!... ведёшь себя как слон...
вот именно: как слон в подсудной лав к е!

Я не силен в стратегии, и всё ж,
когда гниёшь бесцельно в фианкетте,
накатывает мысль: ферзёва вошь!
как дальше жить? что делать? кто в ответе?

"Размен уж близится, а королю всё по..."
Откуда ария? – кажись, из «Аты-баты».
Его Высочество, сдаётся мне, ...того...
– на пат надеются одни лишь психопаты!

Ты, пешка, здесь ещё? ты где? ах, да...
неверный ход... досадное стеченье...
Мной жертвуют??! – Какая ерунда!
я хобот свой даю на отсеченье...

Откуда мы пришли, куда идем –
знать не дано... в о дно я верю свято:
кто был слоном – останется с лоном:
должно быть что-то после... после мата!


примечания:

" на проходе бьют..." – при продвижении пешки на два поля из стартового положения её можно забрать (побить) не только на конечном но и на промежуточном поле;

"гардыня заедает..." – от "гардэ", угроза взятия, объявленная ферзю;

"гниёшь бесцельно в фианкетте..." – «фианкетирование», фланговое развитие слона в дебюте, при котором он может бездействовать определенное время, находясь как бы в засаде;

"ферзёва вошь..." – ничем не отличается от обычной бытовой вши;

2005

Крик

крик твой не будет услышан, равно как и стон...
шепот – тем более... дело не в том что
нет убедительных доводов, веских причин...
луч угасает в окрестности дальней звезды,
плач угасает в окресТности ближнего сердца,
с ритма его не сбивая... с тем же успехом
можно от кактуса отклика ждать
или от устрицы... кстати, в воде
акустика превосходна... вот и киты
тоже кричат, и дельфины...
всё живое орёт в чье-то замшелое ухо...
камни и те вопиют...
этот гвалт (среди прочего: рёв
парохода, музыка, изверженье вулкана,
стрекот цикад) воздвигает неодолимый барьер
одинокому голосу, жалобе одинокой...
так или иначе, крик твой услышан не будет –
незачем тщиться... разумнее поберечь
голосовые связки для

ХОХОТА... ХОХОТА... ХОХОТА...

2005

Стрингу (И Шлоссбергу)

"Still my guitar gently weeps…"
Beetles

под куполом цирка над сквериком ринга
в обглоданном воздухе музыки сфера...
а вы бы cмогли на теории стрингов
ноктюрн маяковский сыграть для примера?

громоздкая опера…вагнерианство…
извозчики, шубы... – пошито непрочно!
провисло кривое как правда пространство
зачатое бог-знает-кем непорочно.

всемирный потоп водосточной трубою
в ноктюрн отведён, усмирён, обезврежен...
удары судьбы отражаем собою
под куполом цирка на блюдце манежа

сражён голиаф псалмопевца пращёю...
пройдясь перебором по струнам звенящим
ты скажешь: ну вот ещё, дело большое,
теория стрингов... – струмент подходящий!

2005

терминальный марш

вдоль границы ходит вдольграничник
стер ежа отечества покой
в саблетравых пущах ягодичных
в окиянских лужах за рекой

днем и ночью грозно стиснув жвала
ходит вдоль с такими Ж как он
стерегчи отчизна наказала
каждый по нужде на сто рожон

рядового грешного термита
восхищает доблесны маршрут
трошка яда шишка динамита
всяк на бойню подвига зовут

отдадимся должныя героям
не забудем никому про ним
теремитник новый наш пост роем
терминально землю затермим!

2005

ода кровати

оставь одежду всяк сюда входящий
D.Ant

посередине бытия
стоит железная кровать
внизу – лазурная струя
вверху – луч солнца когти рвать

бурлацкий стон её пружин
органных трубок стройный вой
возносит зычный муэдзин
над очарованной душой

суров и прост её устав
колёса спинка без прикрас
усталый путник счастлив пав
на раскуроченный мат рас

сюда стремятся дети гор
и подземелья детвора
с кассандрой здесь анаксагор
эона не теряют зря

от братских берегов куры
в сырые пролежни ложбин
никелированны шары
грядут позванивая б-л-л-и-н-н-н

и с ними входит врез онанс
зыбучий остов лежака...

кровать! да не разлучат нас

моря народы и века!

я твой послушник паладин
страны продавленных надежд
гремучий жалюзей жасмин
пусть расцветает рёбер межд

сверни певца в бараний рог
в сон заковав как в кандалы
чтоб заторчал я без тревог
в объятиях железной мглы

2005



  • litzona
  • stihi.ru
  • ulita